Регистрация медицинских изделий — это комплекс действий, посредством которых изделие проходит проверку на безопасность, надежность и качество.
Федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан» разрешен свободный оборот медицинских изделий на территории РФ, при наличии у них регистрационного удостоверения, выданного Росздравнадзором.
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие (РУ) — это документ, имеющий строго установленную форму, выдаваемый Росздравнадзором (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения), подтверждающий прохождение изделием государственной экспертизы качества и факт его регистрации на территории страны, а также дает право на свободное обращение изделия в РФ и странах ЕЭС.
Постановление Правительства РФ №1416 от 27.12.2012г. устанавливает порядок и правила проведения обязательной регистрации медизделий.
В связи с тем, что процедура регистрации медицинских изделий — довольно продолжительный процесс, постановлением Правительства введена ускоренная и упрощенная схема регистрации определенных видов медизделий, предназначенных для защиты медперсонала и граждан, в том числе оборудования для выявления и лечения коронавируса.
Медицинское изделие — это инструмент, устройство, оборудование или прибор, используемые в медицинских целях совместно либо отдельно, либо с использованием других принадлежностей или программного обеспечения, применяемые для выявления, лечения либо профилактики различных заболеваний.
До 2013г. понятие “медицинское изделие” не использовалось, применялись другие термины — “медицинская техника” и “товары медицинского назначения”.
Согласно ФЗ-323 в обязательном порядке регистрировать следует практически все виды медизделий, сфера применения которых — выявление, лечение, профилактика заболеваний и реабилитация после них, предупреждение и прерывание беременности, а также имеющие другое медицинское назначение.
Медицинские изделия, подлежащие обязательной регистрации условно можно объединить в 3 категории:
Не требуют обязательной регистрации медизделия изготовленные персонально для определенного пациента, так как оно выполнено с учетом заболевания и индивидуальных особенностей пациента, что затрудняет его использование другими людьми.
Каждое медизделие, используемое и зарегистрированное в РФ, имеет определенный класс опасности — то есть, потенциальный вред от данного изделия здоровью человека, использующему его с соблюдением рекомендаций производителя по эксплуатации прибора по назначению.
Существует 4 класса опасности:
Когда медизделие состоит из совокупности нескольких изделий и/или приборов, класс опасности ему устанавливается наибольший из классов его элементов.
Класс опасности медицинского изделия влияет на продолжительность процедуры регистрации, ее схему действий и стоимость. Например, чем выше класс опасности, тем большее количество испытаний потребуется для определения качества и степени безопасности изделия.
Регистрация медицинского изделия и выдача к нему регистрационного удостоверения — это платные услуги государства, за которые установлена государственная пошлина в фиксированном размере:
Оплата производится по реквизитам, напрямую в Росздравнадзор.
Длительность всей процедуры регистрации зависит от нескольких факторов — класса опасности изделия, формы и объема испытаний и др.
В общем порядке Росздравнадзор осуществляет госрегистрацию в течение 50 рабочих дней со дня начала процедуры. При этом время проведения клинических испытаний в этот срок не учитывается.
Регистрационное удостоверение, полученное по итогу прохождения стандартной процедуры (Постановление Правительства №1416) — бессрочное. Исключение составляют некоторые РУ с ограниченным сроком действия, полученные по упрощенному порядку, на основании Постановлений Правительства №430, 299.
Процедура регистрации предусматривает соблюдение определенной последовательности действий:
Важно знать — проведение клинических испытаний возможно только после получения разрешения Росздравнадзора.
Продолжительность проводимых испытаний не ограничена и заканчивается получением решения по ним. При этом, Росздравнадзором, на период проведения клинических испытаний, может быть приостановлена процедура госрегистрации изделия.
Чтобы успешно пройти государственную регистрацию и в результате получить регистрационное удостоверение на медицинское изделие, необходимо в госорган предоставить пакет надлежаще оформленных документов. Согласно законодательству, список необходимых документов может расширяться, но основной пакет документов включает: